Китайская «доктрина Монро» для Азии?


Чтобы свергнуть ту или иную политическую власть,
всегда необходимо прежде всего подготовить общественное мнение,
проделать работу в области идеологии.
Мао Цзэдун

Экономика Китая.

1. Экономическое здоровье развивающихся стран. В последнее время высказывается немало поверхностных оценок и мнений о неизбежном упадке экономик развивающихся стран и об их «хрупкости». Когда высказываются утверждения о том, что в развивающихся странах снижаются темпы экономического роста, то, как правило, в качестве примера приводят Китай. Если в прошлом десятилетии его экономический рост достиг 14% в год, то сейчас он снизился до 7%. Очевидно, что когда темпы роста снижаются в промышленно развитых странах, то Китай тоже не может удержать прежний уровень роста. При этом забывают о том, что если 10 лет тому назад внутренний валовой продукт (ВВП) Китая приближался к 1,6 триллиона долларов, то сейчас он приближается к 9 триллионам. Темп роста снизился, но его основа значительно увеличилась. Кроме того, Китай уже не зависит почти полностью от экспорта, поскольку создал внутренний рынок, которому нужен новый импорт.

2. Объединенная Азия сама определяет свою судьбу. Азиатские страны могут определять свое будущее, пока они ведут тесную совместную работу в сообществе по интересам, ответственности и целям. Когда Европа по-прежнему находится в состоянии долгового кризиса, восстановление в США не вселяет оптимизма, судьба Азии находится в руках самой Азии. Население, численностью в свыше 4 млрд, что составляет около двух третей от мирового населения, обеспечивает Азию здоровой рабочей силой. Сейчас этот континент обеспечивает одну треть от глобального ВВП и остается приводом глобального роста, несмотря на международную финансовую волатильность. Чтобы стать хозяевами собственной судьбы азиатские страны должны теперь в полной мере задействовать свои ресурсы.

Инфраструктура прокладывает путь к экономической интеграции. По словам Ли Кэцяна, Китай готов разработать планы экономического коридора Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма, а также коридора Китай-Пакистан, коридора вдоль экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути 21 века. Готовы планы по интенсификации консультаций по Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций, а также по повышению уровня соглашения о свободной торговле Китай-АСЕАН. «За счет совместных усилий мы сможем быть уверены, что Азия продолжит быть важным двигателем глобальной экономики», — сказал Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян.

3. Чистый уголь. Поскольку большинство американцев редко видят уголь, они склонны представлять его как пережиток XIX столетия, как какое-то черное вещество, сваленное в кучи на викторианских аллеях. На самом деле кусок угля является повсеместно распространенным артефактом, и он не в меньшей степени представляет собой символ нашего времени, чем сотовый телефон iPhone. Сегодня с помощью угля в мире производится более 40% электроэнергии, основы современной жизни. И этот процент увеличивается: в последнее десятилетие уголь добавил больше к глобальным энергетическим поставкам, чем любой другой источник. Нигде на нашей планете исключительное значение угля не является столь очевидным, как в самом быстро растущем и самом населенном регионе – в Азии, и особенно в Китае. В последние несколько десятилетий Китай вывел из нищенского состояния несколько сотен миллионов людей – вероятно, это самый масштабный и самый быстрый рост благосостояния.

И тем важнее такие проекты как GreenGen, который представляет собой наиболее продвинутую попытку разработать технологию, известную как улавливание и хранение углерода (carbon capture and storage). Если говорить в концептуальном плане, то это довольно простая технология: предприятия продолжают сжигать столько же угля, как и раньше, но при этом удаляют все загрязнители. Сегодня помимо очистки золы и копоти, что является стандартной практикой на многих крупных электростанциях, проводится также отделение двуокиси углерода, после чего она закачивается в подземные резервуары, где может храниться тысячи лет.

Китай и Россия

4. Россия и Китай готовят масштабные проекты в рамках космического сотрудничества. «Алгоритм взаимодействия мы предлагаем такой же, как с нашими европейскими партнерами по программе «ЭкзоМарс», — уточнил замглавы Роскосмоса. Данный алгоритм подразумевает деление на зоны ответственности на каждом этапе работы, которые впоследствии складываются в «единую миссию». «Научные результаты, которые будут получены в результате работы, будут использоваться без ограничения обеими странами», — подчеркнул С. Савельев. Кроме этого, по словам С. Савельева, по-прежнему наблюдается заинтересованность китайской стороны в приобретении у России отдельных узлов, элементов космической техники, заключаются контракты между китайскими и российскими предприятиями.

5. Расходы на оборону: Россия и Китай нагоняют Запад. В 2013 году расходы на оборону в мире снизились на 1,9 процента. Главная причина — сокращение затрат в Соединенных Штатах, которые урезали военный бюджет после вывода войск из Ирака. Не сократи США оборонные расходы — и общемировой показатель, напротив, продемонстрировал бы рост, так как большинство стран увеличивают ассигнования на военные нужды. Например, впервые за последние пятнадцать лет доля военных расходов в ВВП России оказалась выше, чем у США.

В то время как многие страны НАТО продолжат сокращать военные бюджеты, центр тяжести в этой сфере в 2014 году будет смещаться на юг и восток. Аналитики компании IHS отмечают, что Россия, Азия и страны Ближнего Востока подстегнут рост глобальных военных расходов в ближайшие годы. Так, в 2015 году Китай будет тратить на оборону 159,6 млрд долларов — больше, чем Великобритания, Германия и Франция вместе взятые.

Атлас Дискавери — Китай

Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.