Саудовская Аравия готовится к войне за Ближний Восток


Каменный век кончился не потому, что кончились камни,
и нефтяной век кончится не потому, что кончится нефть.
Шейх Ахмед Заки Ямани

Экономика Саудовской Аравии

1. Джихад после «Аль-Каиды». Саудовская Аравия давно стала настоящим мастером двойной игры, и что западные правительства прекрасно под это подстраиваются. Пришедший на смену Бандару бин Султану принц Бин Наиф действительно сражался со связанными с «Аль-Каидой» отрядами в Йемене, но лишь потому, что это создавало прямую угрозу интересам Саудовской Аравии. Таким образом, не стоит ждать точно такой же кампании против «Джабхат ан-Нусра», который объявлен официальным представителем «Аль-Каиды» в Сирии: он служит интересам Эр-Рияда точно так же, как и «Исламское государство Ирана и Леванта» в Ираке (пусть на сирийской территории оно, скорее, наоборот создает для него проблемы).

Радикальные исламистские группы не продаются, а лишь предлагают внаем свои услуги.

2. Саудовская Аравия нанесла в Ираке удар по шиитскому альянсу. До начала нынешнего успешного наступления группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» с января 2014 г. активно действовала в западных, преимущественно суннитских провинциях Ирака, переместив туда центр своей активности из Сирии. Одним из факторов эффективности ISIL является наличие у группировки серьезной экономической базы — в Сирии ее силы контролировали северо-восточные, нефтеносные регионы страны, что позволило ISIL пользоваться доходами от нелегальной продажи нефти. Примечательно, что и второй этап действий группировки в Ираке был нацелен на чувствительные для Багдада нефтеносные районы на севере страны, расположенные на стыке границ курдской автономии Ирака.

В то же время нынешний иракский кризис имеет и региональное измерение, связанное с конкуренцией между Саудовской Аравией и Ираном за региональное лидерство. Еще одним важным аспектом текущего кризиса является курдский фактор в Ираке. Совпав с острым кризисом власти в Багдаде, вызванным противоречиями между основными общинами страны, действия исламистов наносят удар по перспективам консолидации Ирака в качестве единого государства.

3. Саудовская Аравия намерена защищаться от иракских террористов. Короткое заявление короля было опубликовано в четверг по итогам заседания совета безопасности Саудовской Аравии, на котором обсуждались последние события в регионе. «Исходя из вероятности того, что террористические организации и другие силы могут совершить действия, угрожающие безопасности страны, король приказал принять все необходимые меры для защиты завоеваний отечества, его территории, безопасности и стабильности саудовского народа».

3 июля Саудовская Аравия направила около 30 тысяч солдат в граничащие с Ираком районы. Ранее около 2500 иракских военных, дислоцированных в приграничном пустынном регионе к востоку от иракского города Кербелы, по неизвестным причинам покинули местность, оставив границу с Саудовской Аравией незащищенной.

4. Британский бизнес по канонам шариата. Еще в 2013 году британское правительство заявило о своих планах стать первой западной страной по выпуску суверенных сукук. Сейчас совершенно очевидно, что облигация сакк (единственное число от сукук) стала ключевым инструментом исламской финансовой системы. Этот финансовый продукт, по сути, представляет собой инвестиционный сертификат, обеспеченный реальным активом и подтверждающий право владельцев на долю в пуле активов.

Стоит, однако, отметить, что Великобритания внедряется на уже поделенный рынок. Сегодня на рынке исламских финансов ключевые игроки — это Малайзия, Иран и Саудовская Аравия. Однако Иран все же несколько изолирован от глобальной исламской финансовой индустрии. И причина не только в международных санкциях. Главным образом, такое положение дел связано с тем, что у Ирана иная, отличное от других мусульманских стран, трактовка законов шариата, что и позволило двум центрам — Малайзии и Саудовской Аравии быть абсолютными лидерами в данном секторе. Одним из основных направлений исламских финансов является торговля углеводородами, металлами и другими сырьевыми товарами.

Саудовская Аравия и Россия

5. Москва и Эр-Рияд: Слухи о перезагрузке сильно преувеличены. Министр иностранных дел России Сергей Лавров 20-21 июня посетил Саудовскую Аравию. Визит Сергея Лаврова в Джидду, где и проходили все официальные встречи, готовился давно. Эр-Рияд – один из главных поджигателей конфликтов на Ближнем Востоке, один из основных кукловодов и спонсоров исламского экстремизма.

Для остального мира значение переговоров Сергея Лаврова в Джидде заключается еще и в том, что со всей очевидностью еще раз было доказано – нет никакого суннито-шиитского конфликта, который, якобы, всю нестабильность на огромном пространстве от Персидского залива до Пакистана и объясняет. Есть американский сценарий «управляемого хаоса», в котором саудитом отведена роль финансистов псевдорелигиозных конфликтов, под прикрытием которых Вашингтон стремится сохранить регион, а саудиты стремятся остаться на вершине власти и нанести удар по своему главному сопернику – Тегерану. И ответ на эти действия уже последовал. Десять «сушек», российских истребителей Су-25К, приземлившихся вчера на несколько иракских аэродромов, готовы для нанесения ударов по финансируемым Саудовской Аравией отрядам ИГИЛ. Это вполне достойное начало «принуждения к миру» Королевства, отказавшегося от мирного диалога, предложенного Москвой.

Кааба, мечеть Масджид-уль-Харам (Священный дом Аллаха), Мекка, Саудовская Аравия

График (нажмите для увеличения)

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.