Расширение Китая…


Совершенство воина — в бдительности,
постоянной боевой готовности, в строгости,
в искренности, в непроницаемом спокойствии.
Лао Цзы

Экономика Китая.

1. Опасная мечта о возрождении «Китайской империи». В китайском учебнике истории для средних классов 1952 года выпуска приведена карта, на которой обозначены территории, отобранные империалистами. Часть Казахстана, Киргизии, Таджикистана (стали российскими территориями в 1864 году), высокогорья Памира (разделены между Англией и Россией в 1896 году), Непал (стал английской территорией в 1898 году), Сикким (стал английской территорией в 1889 году), Бутан (стал английской территорией в 1965 году), Ассам (стал английской территорией в 1826 году), Бирма (стала английской территорией в 1886 году), Таиланд (обрел независимость под совместным протекторатом Англии и Франции в 1904 году), Вьетнам, Лаос, Камбоджа (стали французской территорией в 1885 году), Малакка (стала английской территорией в 1875 году), Тайвань (стал японской территорией в 1895 году), острова Рюкю (стали японской территорией в 1879 году), Корея (стала японской территорией в 1910 году), Хабаровской край РФ (стал российской территорией в 1858 году), Приморский край (стал российской территорией в 1860 году), Сахалин (поделен между Россией и Японией в 1905 году), и так далее.

2. Китай создает новую Великую империю. 2500 китайских компаний уже вложили деньги в африканские сельскохозяйственные предприятия в Намибии, а также в шахты и рудники, в нефтяные месторождения, в добычу урана — и в целом они составили 25 миллиардов долларов. Это уже привело к тому, что у китайцев в определенной степени образовался не очень лестный имидж представителей новой колониальной державы. Стратегия «Шелковых путей» направлена на то, чтобы связать между собой с помощью экономических коридоров 40 азиатских, африканских и европейских государств с населением в 3 миллиарда человек, то есть половину населения планеты. Первая торговая держава и вторая экономическая держава, кажется, нашла путь для того, чтобы использовать экономическую мощь для своего геополитического взлета.

Все происходит с такой скоростью, в таких масштабах и объемах, каких раньше еще не знала ни одна страна в мире. Это относится и к экспансии Китая. Нация, которая еще 15 лет назад могла только мечтать о глубоководном погружении и о космических полетах, сегодня с помощью современных подводных аппаратов исследует морское дно в поисках полезных ископаемых на глубинах от 4000 до 7000 метров. Судостроительный концерн CSIC объявил о начале серийного производства пилотируемых глубоководных аппаратов. В стратегические намерения Китая входит также участие в разработке последних еще не распределенных районов нашей планеты в Арктике и Антарктике.

3. Военная революция в Азии. В Восточной Азии сейчас происходит масштабная революция в военном деле. Последние ее приметы — то, что председатель КНР Си Цзиньпин снял с должности, в связи с обвинениями в коррупции, генерала Сюй Цайхоу, бывшего члена Политбюро и бывшего вице-председателя Центральной военной комиссии, а также то, что Япония приняла новую трактовку статьи 9 своей конституции, позволяющую ей предоставлять военную помощь союзникам. США также не станут игнорировать любой вызов их стратегическим позициям в западной части Тихого океана со стороны Китая. Особенно с учетом того, сколько восточноазиатских государств просят США о защите.

Необходимы серьезные усилия и далеко идущие компромиссы, чтобы начать процесс построения институтов сотрудничества в области региональной безопасности. Иначе широко разрекламированный «век Азии», вместо того чтобы принести экономическое процветание и мир, станет эпохой подозрений и опасности.

4. Германо-китайский тандем пока на полном ходу. Визит канцлера ФРГ в Пекин не вызвал особого интереса у СМИ за исключением нескольких отдельных историй. И это является свидетельством все более тесного сотрудничества двух государств. То, что еще вчера считалось чем-то непривычным и исключительным, сегодня — почти норма. Но все же салюты над площадью Тяньаньмэнь во время визита Меркель в Пекин вовсе не являются чем-то само собой разумеющимся. Не каждого высокопоставленного гостя в Китае встречают с такими почестями.

И хотя Ли Кэцян на совместной пресс-конференции с Ангелой Меркель сам начал говорить о правах человека в КНР, внутри страны тем не менее усиливается давление на оппозицию. Что касается внешней политики, то и тут нарастает напряжение, в частности, в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Безусловно, это было случайное совпадение. Но нельзя не сказать о том, что визит Меркель в КНР совпал с 77-й годовщиной японского вторжения в Китай. Другой случайностью, судя по всему, является и то, что на следующий день после отъезда Меркель в Китае начался так называемый американо-китайский стратегический экономический диалог. Он, наверняка, будет более жестким, нежели переговоры с Меркель.

Китай и Россия

5. Российско-китайский альянс — творение Вашингтона? Сегодняшняя ситуация в трехсторонних отношениях между Россией, Китаем и Соединенными Штатами противоречит той стратегии, которую сформулировал Генри Киссинджер во времена администрации Никсона, поскольку она предполагает, что американские отношения с Россией и с Китаем должны быть значительно лучше, чем двусторонние отношения между самими этими странами. Сегодня все происходит как раз наоборот. Отношения США с каждой из этих стран намного хуже, чем двусторонние российско-китайские отношения. Следовательно, возможностей настроить их друг против друга у Америки решительно меньше, нежели российско-китайских возможностей по объединению усилий и ресурсов для противодействия американскому давлению в тех сферах, которые каждая из стран считает наиболее уязвимыми.

В последнее время различные аналитики деятельно используют статистику в попытке доказать еще одно необоснованное утверждение, к которому часто прибегают, чтобы воспрепятствовать развитию российско-китайских отношений. А именно, они заявляют, что огромное количество китайского населения хлынет в Сибирь и на Дальний Восток, создав угрозу территориальной целостности России. Но как показывают миграционные тенденции в северных приграничных районах Китая, подавляющее большинство мигрантов устремляется не в российскую Сибирь и на Дальний Восток, а в центральные регионы КНР и в новые крупные города, где условия жизни более комфортные. И благодаря демографической политике Пекина, проводимой в последние десятилетия, население в граничащих с Россией районах согласно прогнозам будет уменьшаться, а не увеличиваться.

Китай. Золотой глобус

Запись опубликована в рубрике Без рубрики с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.