Индия ищет свое место среди сверхдержав


Цивилизация в подлинном смысле слова
состоит не в умножении потребностей,
а в свободном и хорошо продуманном ограничении своих желаний.
Махатма Ганди

Экономика Индии

1. Индия и расколотый мир. С точки зрения Индии, мировой порядок, сформировавшийся после окончания «холодной войны», в основном благоприятствовал ее экономическому развитию и способствовал продвижению ее интересов в сфере национальной безопасности. Постоянные члены Совета Безопасности ООН, за исключением Китая, способствовали тому, что Индия добилась законного статуса державы, обладающей ядерным оружием, а также полноценного участия в программах по развитию мирного атома. Основные державы объединили усилия, чтобы снять ограничения, наложенные на Индию Группой ядерных поставщиков (ГЯП). Усиление Индии было позитивно воспринято в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и в период с 1992 по 2012 год партнерство Индии с АСЕАН превратилось из секторального в стратегическое. Индии также удалось использовать преимущество наличия широкого спектра связей с крупными державами для успешного выстраивания сложных и порой антагонистичных отношений с КНР.

Новая эпоха геополитического противостояния началась с глобального финансово-экономического кризиса 2007-2008 годов, после которого ни США, ни Европа так полностью и не восстановились. Индия оказалась в опасном положении: в условиях усиливающейся фрагментации мировой экономики ее могут отодвинуть на обочину. Создается впечатление, что, спровоцировав кризис на Украине, Соединенные Штаты не просчитали его несовместимость со своей политикой «разворота на Восток». В треугольнике США—Китай—Россия рычаги влияния оказались в руках Китая, а не США, как это было раньше.

2. Индия может стать важной державой. Экономики трех стран (США, Китая и Индии) будут иметь значение в XXI веке — вне зависимости от порядка их перечисления. Так или иначе у нас между всеми политическими партиями сформировался общенациональный консенсус, что Индия должна превратиться в крупную экономическую, политическую и военную державу XXI века. Для этого необходимы экономическая и военная сила и политическая воля. Также требуется национальное единство и сплоченность:
— в Бангладеш сейчас дружественное правительство, Индия должна ему помочь
— на Шри-Ланке, к счастью, события развиваются в позитивном для Индии ключе
— Индия утратила влияние на Мальдивах. По мере того, как Китай все более утверждается там, нам необходимо выработать четкий политический курс в акватории Индийского океана
— нам нужна четко разработанная политика на Ближнем Востоке

3. Гражданская ядерная ответственность: что дальше? В 2015–2016 гг. нам представился подходящий шанс, которым Индия должна воспользоваться, для полноценного участия в работе Группы ядерных поставщиков (ГЯП). В 2008 г. был дан толчок, когда ГЯП, при сильном дипломатическом напоре со стороны США, согласилась на исключение Индии из своих требований и разрешила осуществлять гражданские ядерные сделки с Индией. Большая часть этого импульса была утрачена в последние годы и нуждается в возобновлении. С новообретённой дипломатической активностью Индии следует оживить работу со всеми странами-членами ГЯП на множественных уровнях. Данный процесс должен координироваться с США, чтобы на пленарном заседании ГЯП в 2016 г. Индия смогла официально стать членом Группы. Это завершит изоляцию индийского атомного истеблишмента, которая началась в 1974 г., и вернет Индию в качестве участника официальной торговли и коммерции в сфере мирного атома с одновременным подтверждением приверженности Индии режиму нераспространения.

4. Китай сам подберет следующего Далай-ламу? На прошедшей недавно в Пекине очередной сессии Всекитайского собрания народных представителей 12-го созыва все было иначе. Тогда на пресс-конференции самый высокопоставленный тибетский чиновник, Падма Чолин (Padma Choling), возразил ранее сделанному заявлению Далай-ламы, сказав, что «его традиционная религиозная роль должна утратить свое значение вместе с его смертью». Падма Чолин, председатель Собрания народных представителей Тибетского автономного района (ТАР), вызвал оживление в зале, заявив, что «не Далай-ламе решать (вопрос о своей собственной реинкарнации)». Он добавил, что процесс «должен следовать строгим историческим правилам… и получить одобрение центрального правительства». По утверждению Пекина, Коммунистическая партия Китая сама решит, кто станет следующим Далай-ламой. Каким же образом компартия будет подбирать его?

Об этом нетрудно догадаться, если прочесть книгу «Выжить в когтях у дракона: рассказ тибетского ламы о сорока годах под китайским владычеством», написанную живущим сейчас в изгнании в США тибетским ламой, который участвовал в грандиозной шумихе, связанной с «выборами» нового Панчен-ламы в 1995 году.

Индия и Россия

5. О подписании Меморандума о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций между правительствами России, Бразилии, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики. Меморандум о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций между правительствами Федеративной Республики Бразилия, Российской Федерации, Республики Индия, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики (далее – Меморандум) подготовлен совместно с партнёрами по БРИКС и предусматривает, в частности, развитие сотрудничества в следующих сферах:
— продовольственная безопасность и устойчивое сельское хозяйство;
— изменение климата и минимизация последствий природных катастроф;
— новые и возобновляемые источники энергии, сохранение энергии;
— космос, аэронавтика, астрономия и наблюдение Земли;
— медицина и биотехнологии;
— высокотехнологичные зоны, научные парки и инкубаторы;
— передача технологий.
Финансирование высокотехнологичных проектов будет осуществляться Банком развития БРИКС.

Индия — Далеко и ещё дальше с Михаилом Кожуховым

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.