Зороастризм — опорная религия монотеизма


Мечта моего отца: один мир и один правитель.
Ксеркс

В соответствии со существующей статистикой по религиям — в мире доминирует идея Единого Бога. Вполне возможно любые глобальные материалистические идеология будут еще долго проигрывать идеалистическим (прежде всего религиозным) подходам к организации жизни в силу особенностей нашего мира.

Одной из опорных религий древности, на которых были отчасти построены документы монотеистических религий была религия Ирана — зороастризм, религия арийских племен. Интересно, что известный японский бренд Мазда и люксовый бренд Акура Хонды взяты из названия бога Добра Акуры-Мазды (перевод — «Владыка мудрости»).

Зороастрийцы видят смысл своего существования не столько в личном спасении, сколько в победе сил добра над силами зла. Жизнь в материальном мире, в глазах зороастрийцев, не испытание, а сражение с силами зла, которое человеческие души добровольно избрали до воплощения. По этим причинам в зороастризме нет аскетических практик, направленных на угнетение тела, ограничений в питании в виде постов, обетов воздержания и безбрачия, отшельничества, монастырей. Победа над силами зла достигается через совершение благих дел и соблюдение ряда нравственных правил. Три основные добродетели: благие мысли, благие слова и благие дела (хумата, хухта, хвартша). Каждый человек в состоянии определить, что есть добро и что есть зло при помощи Совести (Чиста). Каждый должен участвовать в борьбе против Анхра-Майнью и всех его прислужников.

Неудивительно и то, что зороастрийский священник Зардушт-и Хурракан создал одно из первых учений о борьбе с социальным неравенством — маздакизм. Маздакизм содержал известные в Иране и Римской империи идеи о необходимости взаимопомощи, равенстве имущества и т. п. Призывая к борьбе за уничтожение социального неравенства, отождествлявшегося со «злом» и противопоставлявшегося «добру», к насильственному осуществлению «данного богом» всеобщего равенства, маздакизм стал в конце V века идеологией маздакитского движения крестьян и городской бедноты в государстве Сасанидов (начало 490-х годов — конец 520-х годов). В конце V века маздакитам даже удалось прийти к власти и они начали передачу собственности знати бедному населению, но позже их силы были разгромлены, но и позже их идеи часто лежали в основе восстаний в Средней Азии.

Зороастрийский храм

График (нажмите для увеличения)

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.